Развлечения во время поста
Прот. Александр Шмеман:
Великий Пост — это время, когда человек как бы вновь приобретает веру, но также и жизнь, в ее божественном значении, в ее священной глубине. Воздерживаясь от пищи, мы вновь узнаем ее вкус и научаемся получать ее от Бога с радостью и благодарностью. Сокращая развлечения, слушание музыки, ненужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком, с человеческой работой и с искусством. И понимаем мы все это, потому что мы просто снова поняли Самого Бога, потому что мы вернулись к Нему и в Нем ко всему тому, что Он дал по Своей бесконечной любви и милосердию».
Разрешается ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи?
Я думаю, что на первой, на Крестопоклонной и на Страстной седмице Великого Поста не стоит заниматься спортом. Спортивные передачи я бы не рекомендовал Вам смотреть во все время Великого Поста. Посоветовал бы Вам побольше думать о душе, а не о теле.
Как бы не окончились спортивные состязания, кто бы ни победил – «Спартак», «ЦСКА» или «Динамо» – для спасения души это не важно. А вот как закончится наше духовное состязание, духовная борьба – очень и очень важно, от этого зависит наша вечная участь
Я бы советовал Вам поговорить со священником на исповеди о Вашем увлечении спортом, о том, в какой мере и степени это допустимо для Вас.
С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов (еп. Орехово-Зуевский Пантелеимон)
Грех ли помогать готовить праздничную программу к корпоративному празднику?
Мне кажется, что помогать готовить программу — не грех, если в самой программе нет каких-то непристойных шуток и т. п. На самом празднике можно и нужно от души поздравить коллег, сказать им добрые слова, пожелания. Танцевать, наверное, не стоит, а вот участие в конкурсах (опять-таки, не выходящих за рамки приличия) вполне возможно. Можете сами придумать и провести какой-либо конкурс. Что касается поста, то постарайтесь поучаствовать в приготовлении постных блюд.Рецепты постных блюд регулярно публикуются на нашем сайте.
Назад к списку
Постная трапеза
Чем отличается пост мирян от монашеского поста? Какие послабления в посте допускаются для больных и ослабленных людей?
В Типиконе предписан пост для монахов, причем для монахов здоровых, а внизу есть ссылка о том, что можно мирянам. Постный календарь писался несколько веков назад, и нужно еще посмотреть, где и как жили эти люди, на качественный и количественный состав их пищи. Старец Силуан Афонский, когда пришел из армии, мог закусить целым ведром яиц.
Преподобный Серафим Саровский, судя по размеру его обуви, тоже был человеком далеко не маленьким. А он почти три года питался одной лесной травой. И вообще, мог бы кто-нибудь из наших современных дядей со сломанным в двух местах позвоночником пойти в лес и жить там в келлии-избушке, рубить дрова, носить воду, возделывать огород и пчельник? Или Паисий Великий, по описанию тех времен маленький и слабенький на вид, Великим постом за один раз съедал более килограмма хлеба. В Великий пост там монахи собирались на трапезу один раз в неделю, а потом расходились по келлиям, собрав крохи со стола.
Если мы представим, что это были за люди, мы поймем, как они могли выдержать пост с трапезой один раз в неделю. Вот такие люди и писали Устав поста. Поэтому, если мы говорим о соблюдении поста мирянами, в первую очередь, мы должны думать о посте духовном, иначе встречается противоположная вещь: непомерное возрастание гордыни, когда сидят на хлебе и воде и знаться ни с кем не хотят.
Так что пост полезен тогда, когда он по силам, а если вы в них не уверены – посоветуйтесь с врачом и своим духовником.
Иеромонах Олег (Осипов), врач и священник Вознесенского Печерского монастыря
Можно ли употреблять спиртные напитки во время поста?
В течение многодневных постов в некоторые дни предписывается более строгий пост, в другие – допустимы некоторые послабления. Так что спиртные напитки в умеренном количестве допустимы в субботние и воскресные дни, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых. Но это общие правила, а мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священником. Помоги Вам Господи!
Протоиерей Александр Ильяшенко.
Как правильно соблюдать сухоядение?
Как правильно соблюдать сухоядение (в частности, на 2-6 неделе Великого поста). Первая неделя: понедельник, вторник, среда без пищи, дальше четверг и пятница сухоядение. Начиная со второй недели сухоядение в понедельник, среду и пятницу, а во вторник и четверг вареная пища без подсолнечного масла (можно?) , или лучше и во вторник и четверг кушать хлеб и овощи один раз в день вечером?
– О способе соблюдения сухоядения лучше лично осведомиться у священника, потому что ответ на этот вопрос можно давать только исходя из состояния здоровья постящегося.
Если говорить только о требовании Устава, то здесь они описаны достаточно точно. В понедельник, среду и пятницу предполагается вкушение не приготовленной на огне пищи один раз в день вечером. Во вторник и четверг также один раз вечером вкушается вареная пища также без масла. Однако этот устав написан монахами и для монахов. И мирянину поститься таким образом без благословения может быть не полезно.
Священник Михаил Самохин.
Внутреннее: выражение покаяния.
Первое и самое простое, при этом достаточно важное, что выражает пост – это покаяние. Обозначим его «внутренним», направленным на себя
Верующие понимают, что согрешили – не сделав что-то незначительное, а именно надолго оставшись в состоянии бунта против Бога – и приходят к нему за прощением.
Например, в 1-й книге Царств седьмой главе, народ Божий осознает свое прошлое и настоящее идолопоклонство (и руку Божью в их воспитании). Они решают прийти к Богу и заново «обратить сердца к Господу и служить только Ему». Под предводительством Самуила они собираются вместе и, постясь в знак покаяния, признают, что «согрешили против Господа». Точно также в 21-й главе 3-й книги Царств Ахав, хотя и «продав себя творить злое пред очами Господа», смирил себя постом, когда Илия укорил его, и Господу было угодно отложить надвигающееся наказание даже для такого злого царя. В книге Неемии в главе 9 мы видим, что народ Божий собрался для поста в рубище, исповедуясь и прося Бога о прощении. В книге Даниила в главе 9 – пророк видит, что подошел к концу срок изгнания и говорит: «Я обратил лицо свое к Господу Богу, ища Его и моля о милости с постом в лохмотьях и пепле». Он помолился Богу и исповедал пред Ним грех народа в надежде восстановления. И точно также Иоиль (первая и вторая главы книги Иоиля) призывает поститься ради покаяния и обращения к Богу от грехов своих – как было в Ниневии, когда люди поверили Ионе, хотя тот и не хотел их спасения. Они созвали всех для поста и оделись в рваные одежды – от мала до велика (книга Ионы глава 3).
Ветхозаветные святые часто выражали внутреннее покаяние Богу не только словами, но свидетельством о нём постом. Такой пост не был попыткой заслужить прощение, а обозначал степень их сожаления.
Внешнее: сопереживание обстоятельствам.
Пост выражает не только покаяние. Часто он – голос скорби, горечи и плача посреди трудностей. Чем заканчивается 1-я книга Царств и начинается 2-я – это смерть Саула и горе народа. 1-я книга заканчивается семидневным постом плача. 2-я начинается с того, что вести о смерти Саула достигают Давида, и он со своими людьми плакал и постился до вечера о Сауле и сыне его Ионафане, о народе Божьем, о доме Израиля, потому что пал он от меча. Этот пост был скорбью не о собственном грехе, но о смерти царя.
Когда выходит новый указ Амана (книга Есфирь, глава 4), Иудеи скорбели, постились и плакали, и многие из них сидели в рубище и пепле. Когда Давид в молитве говорит про предательство своим другом, он говорит, что они радуются о горе его, хотя он и смирил себя постом и горевал, когда те были немощны (псалом 34). В 68-м Псалме сказано, что Давид плакал и смирял свою душу постом не в покаяние, а потому что с ним плохо обошлись. И Ездра тоже был огорчен и постился не по причине своего греха, а потому что узнал, что святой народ смешался с народами земли (книга Ездры глава 9).
Пост становится голосом боли и горя посреди внезапных и тяжелых внешних обстоятельств, представляют собой сердце, уповающее на Бога, несмотря на горе.
Грядущее: в поисках воли Бога.
И, наконец, мы переходим от внутреннего покаяния и внешнего сопереживания к инициативе и просим Бога о руководстве или благословениях. Первое упоминание поста в Библии (конец книги Судей) носит именно такой характер. Божий народ не просто горюет о надвигающейся войне, но и спрашивает Его, идти ли им войной против колена Вениаминова. Подобное вопрошание мы встречаем и во второй книге Паралипоменон (глава 20, стихи 3, 12): «И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее и сказал: …Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!»
Давид искал у Бога спасения со словами: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Псалом 108:24), просил о здоровье своего новорожденного, а позже сказал: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2-я Царств 12:22).
Практика молитвы о Божьей защите «перед грядущим» сыграла очень важную роль в сохранении Израиля и возвращении их из плена. Прежде чем просить о милости земного царя, Есфирь прежде обращалась к Богу (Есфирь 4:16):
Также в разделе
Бактериальный вагинит или бактериальный вагиноз? Д.м.н. Р.А. Саидова ММА имени И.М. Сеченова В последние годы во многих странах мира отмечается рост вагинальных инфекций. Несмотря на значительные успехи… | |
Ингаляции суспензии будесонида (Пульмикорта) и комбинации будесонида/формотерола (Симбикорта) в лечении обострений ХОБЛ Степанян И.Э. Лечение пациентов со стабильной хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) существенно отличается от лечения, необходимого в случаях… | |
Улучшение результатов лечения вирусно-бактериальных инфекций у детей: алгоритм применения суппозиториев Кипферона Феклисова Л.В., Мескина Е.Р., Галкина Л.А., Целипанова Е.Е., Казакова С.П., Савицкая Н.А. Инфекционные заболевания – наиболее широко распространенная патология… | |
Факторы риска развития атопического дерматита Е. С. Феденко, доктор медицинских наук ГНЦ — Института иммунологии МЗ РФ, Москва За последние десятилетия аллергические заболевания получили необычайно… | |
Аллерген-специфическая иммунотерапия “Поломка” в иммунном ответе и сложное устройство иммунной системы объясняют, почему на данный момент не существует ни одного стопроцентного способа лечения… | |
Значение санаторного этапа реабилитации в лечении больных с инфарктом миокарда и артериальной гипертензией для восстановления работоспособности. Артериальная гипертензия (АГ) является фактором риска в развитии и исходах сердечно-сосудистых заболеваний . В определении стадии гипертонической… | |
Ящур, особенности течения болезни у людей А. Е. Кудрявцев, кандидат медицинских наук Г. К. Аликеева, кандидат медицинских наук МГМСУ, Москва Ящур – типичный зооноз, острая инфекционная болезнь,… | |
Как выходить из праздничного пике, если Вы много выпили алкоголя Борис Скачко Врач, фитотерапевт, автор 20 книг и брошюр по фитотерапии, ЗОЖ Если много употреблялось алкоголя, а Вы не использовали профилактических средств,… | |
Фетоплацентарная недостаточность и перинатальные осложнения у беременных с железодефицитной анемией Логутова Л.С., Ахвледиани К.Н., Петрухин В.А., Павлова Т.В., Мельников А.П., Башакин Н.Ф., Жиляева О.Д., Коваленко Т.С., Магилевская Е.В. Железодефицитная анемия (ЖДА) -… | |
Витамины группы В в неврологической практике И.С. ЛУЦКИЙ, Л.В. ЛЮТИКОВА, Е.И. ЛУЦКИЙ, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Дорожная клиническая больница станции Донецк Резюме… |
Пост полезен для здоровья и помогает быть молодым и спортивным
Идея поста, как всё гениальное, проста и эффективна: на месяц-полтора исключить ряд вредных привычек (никотин, алкоголь), и самую тяжёлую “холестериновую” животную пищу. В это время чистятся печень, почки, кишечник, что, в свою очередь, повышает иммунитет, улучшает самочувствие, убирает лишний вес и раскрывает мощные ресурсы к омоложению всего организма.
Похожие ограничения на месяц или два часто предписывают врачи, когда пациенту, например, требуется снизить уровень холестерина в крови или нормализовать работу пищеварительной системы. Если, к тому же, в течение поста исключить из рациона рафинированные продукты (сахар, белая мука и т.п.), то мы приближаемся к натуральному питанию, оздоровительный и омолаживающий эффект которого известен издревле.
Причём если традиции питания с постоянным отказом от мяса (вегетарианство и др.) у специалистов вызывают сомнения, хватит или не хватит организму белков и аминокислот, то на время поста таких опасений нет – запасов питательных веществ точно хватит. (Разумеется, бывают исключения – например, беременность или некоторые заболевания – в таких случаях и врачи, и священнослужители поститься запрещают.)
Зачем соблюдать пост в Пост?
В самом деле, если не принимать в расчет религиозные соображения, то какая разница, поститься ли в рекомендованные церковным Уставом сроки или самому выбирать удобные периоды для очищения организма?
Тем не менее, преимущества поститься именно в Пост есть. Приведу наиболее актуальные для меня.
Во-первых, в Пост поститься легче. Как морально (с тобой заодно постится куча народу, это всё равно что смотреть концерт в Олимпийском не по DVD, а вживую), так и физически (объясняют тем, что для Постов высчитаны наиболее оптимальные периоды и лунные циклы).
Во-вторых, Пост имеет чётко обозначенные границы. При соблюдении диеты, её срок, как правило, Вы устанавливаете себе сами, а значит, всегда можете отодвинуть начало на «следующий понедельник», сделать «небольшой перерывчик» или «маленькое отступление». В Пост такие уловки не пройдут: он начинается строго по расписанию, перерывов не предполагает, а правила и срок установлены не Вами, то есть «ненадолго отпроситься» у самого себя не получится.
В-третьих, в Пост становятся легче объяснения с Вашими сотрапезниками. Отказ пробовать приготовленный другом шашлык может обидеть друга, рассказ о диете – повергнуть в шок заботливую маму, а Ваши ограничения в еде иногда становятся для знакомых поводом порассуждать о Вашем здоровье. В Пост ничего объяснять не требуется, Вы говорите два слова: «соблюдаю Пост» – и Вам с уважением и пониманием кивают в ответ.
Немаловажно также, что в Пост во многих ресторанах и столовых, где Вы регулярно обедаете, появляется неплохое постное меню.
Кроме того, появляется повод приобщиться к добрым традициям: до отвала наесться блинами в Масленицу, хорошенько попариться в баньке в Чистый четверг, помириться с приятелем в Прощёное воскресенье и т.д.
Запрещено смеяться, шутить и веселиться
Можно ли в пост шутить? Мы стараемся ограничить себя в душевных порывах, чтобы не впасть в грех. Но можно ли прожить свой день и не улыбнуться? Я всегда вспоминаю слова Христа: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).
Я противник такого поста, когда человек ходит с мрачным видом и не реагирует на шутки или улыбку. Он свой пост всем показывает. Безусловно, не надо травить анекдоты или весёлые байки, но улыбнуться на чью-то шутку или сказать свою, но только добрую, — никакого греха здесь нет.
Чек-лист борьбы со страстью
Обычно умножает на ноль все перемены даже не лень и прокрастинация, а мощная иллюзия, что можно исправить все и сразу. Немного жаль, что мне об этом не сказали в первые годы церковной жизни — а может, и говорили, но я не придала этим словам значения. О том, что в борьбе с грехом нужна стратегия, точно не говорили.
Интересно, можно ли разработать некие универсальные чек-листы борьбы с той или иной страстью или у каждого это индивидуально? В православном информационном поле есть только разрозненные советы, доброкачественность которых приходится проверять на собственном опыте, и общие фразы типа «надо не грешить, соблюдать заповеди, и будет вам счастье». А как именно надо?
Если мы говорим, например, о чревоугодии, то «с завтрашнего дня я не буду есть лишнего» — не работает. Работает адаптированное под себя типиконовское «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными» — максимально простые и четкие правила, которые приходится придумывать самостоятельно.
Чтобы Великий пост не был формальностью
Примерно об этом же говорят психологи, диетологи и ведущие кулинарных интернет-курсов: никаких «вредных» продуктов в холодильнике, планирование покупок и меню на неделю, график приема пищи, если сорвался — два дня подряд не срываться.
Но умение вычленить в Типиконе именно логику предписаний, а не «святые отцы сказали, что в среду масло есть нельзя, костьми лягу, но не нарушу», приходит с опытом — и духовным, и просто жизненным.
История про еду может оказаться и совсем про другое. Я с удивлением обнаружила, что ем лишнее, потому что делаю это под интересные видео на YouTube — надо же уплотнять время и всячески оптимизировать процессы. А потом оказалось, что нет еды — нет YouTube, зато есть много работы, делать которую далеко не всегда интересно. И привет, хоровод из лишних калорий, прокрастинации, чувства вины, сорванных дедлайнов и прочих прелестей. Проблема решается не аскетическими средствами, а выделением специального времени для отдыха — так тоже бывает. А можно было броситься на амбразуру, запрещая себе все подряд, мужественно страдать, ничего не добиться в итоге, но говорить, что это и есть духовная жизнь.
История Великого поста
Традиция отказа от мясной пищи ранней весной имеет глубокие дохристианские корни
Это связано с земледельческим календарем, когда в голодную пору важно было сохранить стадо. В христианстве подготавливать себя к служению путем ограничений было принято еще во времена первых учеников Христа
После физической смерти Христа и его Воскресения апостолы держали пост, готовясь к празднику Пасхи, а также к миссионерскому служению. Сначала в этих традициях они опирались на правила иудаизма, где предусмотрены непродолжительные посты, затем традиция была переосмыслена.
Особенно строго Великий пост стали соблюдать на Руси после принятия христианства — идея религиозной аскезы оказалась близка славянской дохристианской традиции.
Популярное за 7 дней
Как часто можно причащаться на Светлой седмице и как готовиться к Причастию?
01.05.21 19:35
Пасхальное богослужение. Текст
30.04.21 23:27
Давайте помолчим. Время слушать сокровенное
30.04.21 12:26
Благодатный огонь сошел в Иерусалиме
01.05.21 13:55
Текст службы Великой Пятницы
30.04.21 11:13
Когда проходят службы изнесения и погребения Плащаницы, как правильно подготовиться, как поститься
30.04.21 07:10
Храм Гроба Господня
29.04.21 22:39
Почему крестная смерть считалась в Римской империи самой позорной и мучительной?
30.04.21 13:20
Текст службы Паримий Великой Субботы с переводом и изьяснениями
30.04.21 18:45
Распятие: образ смерти или торжества над смертью
30.04.21 14:57
Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение
Устав был написан в V веке в обители прп. Саввы Освященного на Синае, для монахов, постившихся строго и практически не покидавших стен монастыря. Поэтому некоторые моменты устава о посте у нас вызывают недоумение. Например, в нём упоминаются финики и другие экзотические для наших широт фрукты, оливковое масло и прочие продукты, которые у нас достать не так просто. Церковь приняла этот устав и начала им пользоваться, несмотря на то, что предписания о продуктах, благословляемых в пост, не подходят для наших широт.
Второй момент — устав писался для монашествующих. Он не создавался для мирян, которые ведут активный образ жизни, каждый день ездят на работу, тяжело трудятся и живут в нашем холодном климате, где расход калорий намного больше, чем в субтропиках. Поэтому поститься так, как предписывает Типикон, очень и очень трудно.
Лично моё мнение: самое главное — исключить на время поста мясные продукты, а в отношении всего остального брать благословение у своего священника. Господь не ждёт от нас, чтобы мы падали в голодные обмороки или, выйдя на работу, не могли выполнить свои прямые обязанности. Он ждёт от нас очищения души.
Не впадайте в крайности
Скажу здесь и буду твердить постоянно “крайности зачастую губительны”. Не верите? Тогда что Вы предпочтёте – насмерть замёрзнуть или сгореть? Правильно – лучше держаться “золотой середины”.
Не меняйте привычки сломя голову, ведь сама природа не терпит резких скачков: либо плавная эволюция, либо нежизнеспособный мутант. Действуйте постепенно и аккуратно.
Результат ключей жизни настолько радует, что хочется усилить воздействие ещё и ещё. Но держите себя в руках, Вы работаете с очень мощными энергиями, дозировку которых следует увеличивать аккуратно. Будьте разумны.
И учтите: я не врач, и уж тем более не знаю особенностей Вашего организма. Поэтому внимательно изучите рассмотренные материалы, учитывайте индивидуальные особенности Вашего организма, возможные противопоказания, обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ответственность за применение любых методик и советов – только Ваша. Как говорил Гиппократ: “Не навреди!”
Методики изложены в кратком ознакомительном варианте. Подробные материалы следует самостоятельно получить у авторов методик либо их представителей.
Миф об измождённом постнике
Существует распространённое мнение, что задача Поста «измождая тело, укреплять дух».
Разумеется, задавшись именно такой целью, несложно привести тело к измождению (намерения вообще имеют свойство сбываться).
Если же поставить целью Поста оздоровление и омоложение тела, и максимально стремиться к натуральному питанию, то никакого измождения не случится. Из личного опыта, результаты в спортзале в Пост не снижаются ни у меня, ни у знакомых, разделяющих похожие убеждения.
Что касается очищения души, то ни измождение тела, ни его оздоровление этому никак не препятствуют. Однако это совершенно другая тема для разговора, и не со мной, а с Вашим духовным наставником (в соответствии с Вашей религией).
Если что, Великий Пост начинается в ближайший понедельник, 27 февраля. Есть шанс начать без промедлений.
4 сезона
Православные христиане постятся в году несколько раз, в разное время года. И это не случайно. доктор объясняет ситуацию так:
— Наше здоровье целиком и полностью зависит от слаженной работы внутренних органов, в частности, желудочно-кишечного тракта, а если быть более точным, от работы и состава нашей микрофлоры (микробиоты). Примечательно, что в зависимости от времени года она изменяется.
С ноября по март микробиота устойчива, ее можно считать стабильной и сильной (при нормальном и правильном питании, разумеется). Весной и летом— с начала марта до первых чисел августа —микрофлора самая активная, а вот с 1 августа до ноября она слабая, плохая.
Великий пост 2020. Шесть советов для начинающих от челябинского батюшки
Подробнее
Но почему самый строгий пост бывает весной? К этому времени года органы пищеварения «израбатываются», переваривая тяжелую пищу, у пациентов наблюдается ферментативная недостаточность желудка, печени, поджелудочной железы. И микрофлора принимает на себя все эти беды, активно участвуя в пищеварении. Наша микробиота способна произвести все, даже если человек будет питаться только одним хлебом.
Известно, что голод в течение 12 часов способствует восстановлению кишечной микрофлоры на 60%. Ее состав зависит от тех продуктов, которые вы употребляете. Больше кисломолочных продуктов – больше бифидумбактерий, больше мясной пищи – больше колибатерий.
Суп из чернослива. Готовим постные, но вкусные блюда
Подробнее
Вы замечали, что к осени, когда овощей и фруктов полно, начинаются кишечные инфекции? Причина — в слабой активность микрофлоры, а не в росте инфекционных кишечных микробов. Наш иммунитет, как говорят ученые, на 90% лежит в толстом кишечнике. Наша микробиота – это защита.
К сожалению, многие врачи к микрофлоре кишечника относятся с прохладцей. Но от ее деятельности зависит все, даже наше настроение и работа всех органов. Один из американских ученых высказал мнение о том, что «не микробиота у нас, а мы у нее, мы оболочка для нее».