Тренировка подготовленных спортсменов: основные аспекты

Введение

Системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена с общепедагогической точки зрения предстает как длительный процесс прикладно-профильной подготовки и воспитания. Это означает, что при этом, если этот процесс разворачивается в условиях педагогической регламентации со стороны специалиста (наставника, тренера), наставник систематически передает и усваивает определенные спортивные знания, необходимые спортсмену, обеспечивает формирование и совершенствование навыки и умения, необходимые в области спорта. наряду с воспитанием физических, волевых, моральных и других качеств личности, необходимых для прогресса в спорте.  В связи с этим подготовку спортсмена целесообразно охарактеризовать как педагогически направленный процесс, подчиненный общедидактическим и образовательным законам. В то же время это процесс самоподготовки и самообразования спортсмена, и тем более, чем богаче и совершеннее его собственный спортивно-подготовительный и соревновательный опыт, его знания, умения и способности, позволяющие ему самостоятельно реализовывать цели спортивной деятельности. 

Сложная система подготовки спортсмена имеет своеобразные подсистемы, которые соотносятся с различными сферами использования разнородных (не только педагогических, но и других) средств, методов и условий достижения спортивных результатов. В этом аспекте различают систему тренировок, систему подготовительных соревнований и системное использование комплекса различных дополнительных факторов спортивной подготовки. Последние дополняют тренировки и соревнования за счет сопутствующих влияний и помогают оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом (что достигается путем оптимизации общего режима его жизни с учетом требований спортивной деятельности, специализированного питания и многих других средств. не ограничиваясь тренировками и соревнованиями). Первостепенная роль в тренировке спортсмена принадлежит, конечно же, спортивной тренировке как основной части и основной форме его тренировки. Формирование, развитие и сохранение спортивной формы, важнейшей составляющей спортивной подготовки, в решающей степени зависит от тренировок.    

Цель, задачи, характеристики спортивной тренировки

Спортивные тренировки – неотъемлемая часть тренировок спортсмена. Это педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, умений и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в выбранном виде спортивной деятельности. 

Улучшение спорта в процессе обучения предполагает использование целого комплекса учебных и нетренировочные факторов, которые позволяют целенаправленное влияние на развитие спортсмена, и в конечном счете к повышению уровня его производительности (фитнес), т.е. адаптивности его тело для конкретной работы. 

Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного уровня подготовленности спортсмена за счет специфики соревновательной деятельности и обеспечение демонстрации запланированных спортивных результатов на важных соревнованиях.

Для достижения этой цели в тренировочном процессе решаются следующие основные задачи:

  1. Освоение техники и тактики выбранной спортивной дисциплины.
  2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение запланированных результатов.
  3. Улучшение психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.
  4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально построить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное сотрудничество спортсмена, тренера, ученого и врача.
  5. Комплексное повышение способности реализовать достигнутый уровень подготовленности на важных стартах и ​​соревнованиях сезона.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной подготовки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки – техническими, тактическими, физическими, психологическими, теоретическими (интеллектуальными) и интегральными. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в выбранном виде спорта.  

Состояние высшей подготовленности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или длительного тренировочного цикла) характеризует его спортивную форму. В состоянии спортивной формы спортсмен демонстрирует для себя максимальный спортивный результат. 

Детализируются основные задачи спортивной подготовки в зависимости от: индивидуальных особенностей спортсменов (пол, возраст, состояние здоровья, квалификация и др.); особенности вида спорта и индивидуальной спортивной дисциплины; период, этап обучения и ряд других факторов.  

В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной подготовки для отдельного тренировочного занятия, тренировочного дня и более крупных фрагментов тренировочного процесса (месяц, год, несколько лет и т. д.).

Спортивные тренировки характеризуются некоторыми отличительными чертами, которые можно определить следующим образом:

  • нацеленность на достижение индивидуально возможного наивысшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине;
  • ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена по выбранному виду спорта или его конкретной дисциплине;
  • тщательный отбор спортсменов для систематических занятий по конкретному виду спорта;
  • большая продолжительность занятий, необходимая для достижения максимальных спортивных результатов, и относительно ограниченный период их демонстрации;
  • исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющий повышенные требования к здоровью спортсменов, их психофизическим возможностям;
  • высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов;
  • необходимость систематического и всестороннего контроля за состоянием спортсмена в процессе тренировок и соревнований;
  • ведущая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;
  • широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов тренировки, позволяющих более полно раскрыть функциональные резервы организма спортсмена.

Планирование эффективной разминки

Для планирования эффективной разминки, тренеру по силовой и кондиционной подготовке нужно понять психологические, физиологические и биомеханические требования тренировочного занятия или вида спорта, прежде чем он будет готовить спортсмена к этим требованиям. В большинстве случаев эти требования уточняются при анализе целей.

Например, если тренер по силовой и кондиционной подготовке планирует разминку для оценки повторного максимума, тогда ему нужно будет учесть ментальные, психические и биомеханические требования предстоящего занятия.

Для ментальной подготовки тренер может рекомендовать спортсмену прийти хорошо отдохнувшим и принести самомотивирующую музыку для прослушивания во время теста, поскольку при этом неоднократно показывалось улучшение результатов.

Для физиологической подготовки тренер может предложить процедуру разминки, с аналогичными оценке ПМ физиологическими требованиями, включить упражнения с большим усилием и долгим отдыхом.

С точки зрения биомеханической подготовки, выполняются растягивания, динамические движения и упражнения, подобные тем, что будут оцениваться в тесте (например, приседания).

Если тренер по силовой и кондиционной подготовке планирует разминку для подготовки к «короткой и острой» технической тренировки по футболу, тогда разминка разрабатывается специально для этого занятия и очень отличается от предыдущего примера с оценкой ПМ. Разумеется, ментальная подготовка принципиально другая, поскольку психологическая готовность игроков может стимулироваться соревнованием с другими игроками.

Физиологически, если тренировка техники требует высоких объёмов работы с короткими периодами отдыха, следовательно, большей нагрузки на сердечно-сосудистую систему, тогда разминка должна быть похожа или даже повторять интенсивность, которая будет на занятии.

С биомеханической точки зрения, выбранные движения должны быть схожи биомеханически с движениями на тренировке техники. Можно включить выпады, смены направления движения, прыжки и движения со вращением.

Помните, что разминку нужно структурировать эффективно и стратегически с применением протокола ПАМП, а содержание/упражнения должны воспроизводить действия в занятии, к которым готовятся спортсмены.

Классификация методов спортивной тренировки

Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.

Общепедагогические методы спортивной тренировки также включают в себя три подвида:

Словесные методы

Название, конечно, скучноватое, но по важности и значимости с нужными словами тренера мало что может сравниться. Это может быть объяснение подопечному формата, цели и задач тренировки

Обсуждение и совместный анализ результатов и ошибок – лучший способ мотивации спортсмена для упорной работы. Партнерские взаимоотношения между тренером и спортсменом – самый оптимальный формат коммуникаций во время спортивных тренировок.

Наглядные методы

Нет нужды доказывать эффективность визуальной поддержки для подготовки спортсменов. Это не только просмотр роликов «как надо» или наглядный показ техники выполнения какого-либо упражнения. Это и съемки самих упражнений с последующим разбором ошибок и методов их исправления.

Сенсорно-коррекционные методы

Это специализированные способы использования спортсменом комплекса чувств и эмоций: образного мышления, внутренней речи, двигательных ощущений для воздействия на общее состояние и готовность организма к тренировке или соревнованию. Если коротко, то такая подготовка больше похожа на эмоциональную самоподготовку.

Общая физическая подготовка

Физическая подготовка — это процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, разностороннее физическое развитие, воспитание необходимых двигательных качеств и подготовку организма спортсмена к максимальным напряжениям в условиях соревнований.

Общая физическая подготовка — процесс совершенствования физи­ческих качеств, направленный на всестороннее физическое развитие чело­века.

К задачам общей физической подготовки относятся:

  • обеспечение всестороннего и гармонического физического разви­тия организма человека;
  • укрепление здоровья;
  • создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

? достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

? приобрести общую выносливость;

? повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

? увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

? улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спор-тивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

? научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Так, например, профессор В.М. Зациорский отмечает, что независимо от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Это группы мышц: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Необходимое условие развития этих групп мышц – предварительно укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области.

Основной целевой задачей физической подготовки основного кон-тингента студентов является общая физическая подготовка.

Именно с ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подготовке в учебную программу для вузов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках.

Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как кон-трольные и в конце – как зачетные.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Но даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессио-нального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – силы и т.д.

Сколько делать повторов?

Чтоб при проработке мышц расходовать максимум калорий, совершайте по 8-15 повторов за подход. Если вы без затруднений выполняете больше 15 повторов, то упражнение стало для вас легким и неэффективным: усложните движения или увеличьте рабочий вес.

Для роста мышечной массы хорошо работает прием изменения количества повторов. Используйте это при самостоятельном составлении программы тренировок.

Например:

  • понедельник – большой вес и мало повторов (5-8);
  • среда – малый вес и много повторов (12-15);
  • пятница – средний вес и среднее количество повторов (8-12).

При такой схеме тренировок мышцы адаптируются к разнообразным нагрузкам, за счет чего становятся больше и сильнее.

Основные задачи спортивной подготовки

  • освоение техники и тактики избранного вида спорта;
  • обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
  • воспитание должных моральных и волевых качеств;
  • обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
  • приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
  • комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны (направления) спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую и интегральную. Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки.

В области технического совершенствования такими задачами являются: создание нужных представлений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, усовершенствование по 

В процессе физической подготовки спортсмену необходимо повышать уровень возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной тренированности, развивать двигательные качества — силу, быстроту, выносливость, гибкость, координационные способности, а также способность к проявлению физических качеств в условиях соревновательной деятельности, их «сопряженное» совершенствование и проявление.

В процессе психологической подготовки воспитываются и совершенствуются морально-волевые качества и специальные психические функции спортсмена, умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.

Отдельная группа задач связана с интеграцией, т. е. объединением в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний и опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовленности, что достигается в процессе интегральной подготовки.

Разделение процесса подготовки на относительно самостоятельные стороны (техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную) упорядочивает представления о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.

Вместе с тем в тренировочной и, особенно, соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно; они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей (Платонов, 1997). Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных систем (Анохин, 1975), нацеленных на конечный результат, специфический для каждого вида спорта и компонента тренировочной или соревновательной деятельности.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и обусловливает их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, координационных способностей.

Уровень проявления двигательных качеств, в частности выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, функциональной подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.

Возникающие в процессе спортивной тренировки задачи конкретизируются применительно к однородным группам спортсменов, командам, отдельным спортсменам с учетом этапа многолетней подготовки, типа занятий, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья, подготовленности и других причин.

Диапазоны повторов и их влияние:

  • Малый диапазон повторов – от 1 до 5 – делает мышцы более плотными и развивает силу.
  • Средний диапазон – от 6 до 12 – в равной степени увеличивает массу и силу мышц.
  • Большой – 13 и больше – увеличивает объем и развивает силовую выносливость.

Когда вы варьируете диапазон повторов, то развиваете все качества и добиваетесь баланса между мощностью, силой и выносливостью.

Чтобы избежать «плато» – остановки прогресса, – одно и то же упражнение выполняют в разных диапазонах и повышают рабочий вес. Используйте этот принцип при построении программы самостоятельной тренировки в тренажёрном зале.

Например, жим гантелей лежа:

  • по 30 кг – 12 повторов с отдыхом 90 секунд;
  • по 32 кг – 10 повторов с отдыхом 90 секунд;
  • по 34 кг – 8 повторов с отдыхом 90 секунд;
  • по 36 кг – 6 повторов.

Максимальной эффективный подход

Как упоминалось ранее, в течение продолжительного периода времени от каждой разминки накапливается значительное количество тренировочных часов, поэтому очень полезно искать пути оптимизации прироста результативности от разминки.

Один из способов организации разминки для её оптимизации – адаптация протокола ПАМП и регулирование компонента «Потенциация» с акцентом на «Реализации».

Поэтому тренеру по силовой и кондиционной подготовке нужно уделять больше внимания в разминке улучшению спортивной результативности, а не просто готовить спортсмена к занятию. Этот метод – просто попытка добиться максимальной эффективности.

Вначале тренер по силовой и кондиционной подготовке определяет текущую цель тренировки, а затем адаптирует последнюю часть разминки для достижения этой цели. Например, если цель тренера – обучение основам плиометрических упражнений, от может структурировать фазу «Реализация», модифицировав протокол ПАМП для достижения этой цели.

Если цель тренера – развитие скорости или ловкости, то в последней части разминки нужно просто включить упражнения на скорость и ловкость, разработанные для улучшения одного или обоих этих качеств.

В частности, если тренер хочет развивать отдельную составляющую ловкости (скорость смены направления или реакции), тогда фазу «Реализация» в разминке нужно специально разработать для улучшения этого качества.

В результате, 20-минутная разминка перед технической тренировкой по регби, направленная на улучшение ловкости, с акцентом на скорости реакции, может выглядеть так:

Подготовка (5 минут)

  • низкоинтенсивные пассы в квадрате 20 Х 20 м;
  • или упражнения для улучшения ускорений (бег с высоким подниманием бедра у стены).

Активация и мобилизация (5 минут)Специфичные спорту движения на активацию и увеличение подвижности:

  • отведения бёдер с эспандером;
  • «супермен»;
  • выпады;
  • приседания;
  • перемещения сумо;
  • упражнения на гибкость позвоночника.

Реализация (10 минут)

  • соотношение 30/70* (изменение направления на скорость/быстрота реакции);
  • изменение направления на скорость – организованные/предварительно спланированные движения (упражнения с конусами);
  • быстрота реакции – игры с уклонениями (например, Английский бульдог и варианты).

*- продолжительность упражнений на каждое качество зависит от мастерства спортсмена при их выполнении. Например, спортсмену с проблемами в работе со сменой направления нужно тратить больше времени в тренировке на этот компонент (соотношение 80/20 – изменение направления на скорость/быстрота реакции).

Несмотря на 10-минутную продолжительность компонента «Реализация» в разминке, построение разминки подобным способом оптимизирует общее время тренировки спортсмена в продолжительном тренировочном цикле – 10 мин Х 4 раза в неделю, в течение 12 недель – это дополнительные 8 часов эффективной тренировки.

Компонент «Реализация» (ловкость, плиометрика или скорость) можно и, возможно, нужно систематически изменять. Например, 1 – 4 недели тренировочного цикла сосредоточиться на увеличении скорости, 5 – 9 неделю сделать акцент на ловкости.

Тренер может менять компонент реализации на ежедневной основе

В день 1 (понедельник) развивать скорость, день 2 (вторник) акцентировать внимание на плиометрике и т. д

Также тренер может применить более специфичный подход и адаптировать каждый компонент фазы реализации в разминке к индивидуальным потребностям спортсмена.

Модификация протокола ПАМП до компонента «Реализация» теоретически оптимизирует общий тренировочный эффект – позволит достигнуть лучших спортивных результатов. Тем не менее, это зависит от построения и улучшения разминки.

В настоящее время ПАМП недостаточно научно обоснован, но является примером нового, хорошо спланированного и основанного на достижении результатов подхода к разминке.

Повторный метод тренировки

Повторение нагрузок с достаточными интервалами отдыха между ними составляет суть повторного метода трениро­вок. Например, в беге этот метод характеризуется применени­ем как стандартных, так и различных по длине и интенсив­ности отрезков, повторяющихся через промежутки отдыха, заранее не запланированные (по времени или дистанции медленного восстанавливающего бега). Сочетание нагрузок созда­ет благоприятные предпосылки для сохранения физических сил, выполнения последующей работы на достаточно высокой скорости.

В первый период занятий физическую нагрузку лучше уве­личивать благодаря увеличению общего объёма упражне­ний, а позднее — за счёт повышения интенсивности их вы­полнения. Тем самым достигается адаптация организма к новым повышенным нагрузкам в соответствии с возрастаю­щими функциональными возможностями.

Методологические принципы спортивного образования

Для
того, чтобы спортсмен достиг состояния фитнеса, важно правильно подобрать
тренировочные средства и методы, а также условия жизни, питание и разумный
распорядок дня. Но этого недостаточно

Эффективность тренировочного процесса во
многом зависит от правильного использования тренировочных средств и методов, от
соблюдения конкретных правил, так называемых принципов спортивной тренировки,
которые включают в себя единство общей и специфической тренировки,
непрерывность тренировочного процесса, постепенное увеличение нагрузок и
потребность в максимальных нагрузках, волнистость их динамики, цикличность,
индивидуализация используемых тренировочных средств и методов.

Подразделение
общей и специальной подготовки спортсмена. В современном обществе спорт
является не самоцелью, а одним из средств всестороннего человеческого развития.
CFP создает основу для достижения спортивных результатов, а CFP способствует
достижению высокого уровня знаний, навыков, физических и моральных качеств,
необходимых для спортсмена.

Непрерывность
учебного процесса обеспечивается систематическим и регулярным проведением
учебных занятий, запланированным чередованием рабочих нагрузок и периодов
отдыха. Нагрузку обычно называют величиной воздействия упражнения на тело
водителя и пассажиров.

Постепенное
увеличение и применение максимальных нагрузок является обязательным условием
для роста спортивных результатов. В соответствии с этим требованием к объему и
интенсивности обучения необходимо равномерно и без сильных колебаний повышать
нагрузку. Объем нагрузки — общее количество выполненных тренировочных работ,
интенсивность — интенсивность работы, степень ее временной концентрации.

Однако
не существует линейной зависимости между увеличением тренировочных нагрузок и
процессом адаптации организма спортсмена к этим нагрузкам: Периодически
происходит уменьшение и увеличение или так называемая волнистость динамики
тренировочной нагрузки. Дело в том, что со временем организм приспосабливается
к монотонной нагрузке, и это уже не тот стимул, который необходим для нового
повышения функциональности. Поэтому во время тренировки следует чередовать
малые, средние, большие и максимальные нагрузки.

Циклический
характер учебного процесса находит свое отражение в многолетнем и поэтапном
планировании. Существуют большие, средние и малые циклы тренировок, в ходе
которых решаются общие и частные задачи подготовки спортсменов.

Индивидуализация спортивной тренировки — это учет индивидуальных особенностей спортсмена, его физического, технического и другого уровня подготовки на данном этапе тренировочного процесса.

Важно
помнить, что все принципы спортивного образования тесно взаимосвязаны и
образуют единство: Ни одним из них нельзя пренебрегать

Спортивно-техническая и тактическая подготовки

Спортивно-техническая подготовка.

На первом этапе, т. е. в тренировке начинающих, спортсмены усваивают основной состав элементарных технических навыков, уже доводя их до уровня тонко отточенных по форме движений.

В дальнейшем ходе тренировки спортивная техника совершенствуется и развивается до степени вариабельного навыка. Объем (количество навыков) спортивной техники существенно расширяется. Вместе с тем необходимо развивать широкий двигательный базис как генеральную основу для перспективного совершенствования координационных способностей.

В спортивно-технической подготовке отмечаются следующие различия по видам или группам видов спорта. В технических видах спорта формирование спортивной техники, естественно, первостепенная задача, и в соответствии с этим ей отводится большее время в тренировке. Решение ее на этапе становления спортсмена находит свое конкретное выражение в том, что, например, гимнасты и фигуристы овладевают упражнениями и соответствующими элементами техники, которые составляют содержание обязательной и и произвольной программы мастеров.

В скоростных и скоростно-силовых видах спорта, так же, как и в спортивных играх и единоборствах, спортивно-техническая подготовка имеет достаточно большое значение, хотя существуют известные различия между этими группами видов спорта. В то время как в беге на короткие дистанции, в прыжках и метаниях физические способности необходимо развивать предпочтительно по сравнению со спортивной техникой, в спортивных играх и единоборствах приходится уделять относительно больше времени спортивно-технической подготовке, поскольку в них существенно больше подлежащих усвоению технических навыков (например, в спортивных играх).

В то время как, например, в беге на короткие дистанции и в прыжках в длину изучают лишь небольшое число постоянно повторяющихся движений, занимающиеся спортивными играми должны овладевать многочисленными техническими навыками (ведение мяча, прием мяча, удары по мячу, передача мяча и т. д.), включая финты и специальные технические приемы (например, виды бросков); при этом существенными критериями степени овладения навыками служат их вариабельность, быстрота движений и устойчивость в обстановке соревнования.

В тех видах спорта, где результаты в решающей мере зависят от силы и выносливости, спортивно-техническая подготовка занимает тем меньшее время, чем больше его отводится на развитие физических способностей.

Тактическая подготовка

Начинающий прежде всего должен научиться владеть элементарными стандартными тактическими операциями, в которых он может осмысленно применить свои физические способности и спортивную технику. Более подготовленный спортсмен должен совершенствовать тактические способности и знания, учиться демонстрировать отвечающие правилам состязаний способы ведения борьбы, полностью использовать с помощью тактики свои физические способности и спортивную технику, а также самостоятельно и творчески разрешать возникающие ситуации.

В связи с развитием тактических способностей именно в тренировке подрастающих спортсменов очень важно сформировать у них тактику, направленную на победу и наступательное ведение борьбы, подготовить их к спортивной борьбе и настроить на нее. Тактическая подготовка почти во всех видах спорта имеет определяющее значение в создании предпосылок для рационального ведения соревнования

Поэтому она должна с самого начала иметь место в тренировке подрастающих спортсменов.

Объем тактической подготовки, однако, различен в отдельных видах спорта. В спортивных играх и в единоборствах он ввиду многообразия тактических возможностей будет больше, чем, скажем, в беговых видах, особенно в беге на короткие дистанции.

Интервальный метод тренировки

Интервальный метод тренировок характеризуется пре­рывистыми нагрузками. Тренирующее воздействие на орга­низм оказывают многократно повторяемые «порции» работы, чередуемые с точно дозируемыми интервалами отдыха. Про­должительность каждой паузы невелика. Она обеспечивает лишь частичное восстановление организма к началу выпол­нения очередной «порции» работы. Так, в оздоровительном беге при интервальной тренировке 3-6-минутные периоды интенсивной нагрузки чередуются с отдыхом такой же про­должительности, во время которого выполняются упражне­ния незначительной интенсивности. Интервальный метод имеет ряд вариантов, которые различаются длиной отрезков и скоростью их преодоления. Он наиболее подходит для раз­вития выносливости и быстроты (в зависимости от интервала отдыха).

Разминка

В Норвегии было проведено исследование: 1840 гандболистов разделили на 2 группы. В течение 8 месяцев одна группа выполняла разминку перед тренировками, вторая – нет. По результатам теста в 1-й группе было в 2 раза меньше травм, чем во 2-й. Кроме этого, разминка перед нагрузкой:

стимулирует работу сердечно-сосудистой системы;
улучшает кровоток;
повышает легочную вентиляцию и насыщение организма кислородом;
повышает температуру тела и скорость физиологических реакций;
повышает эластичность связок;
снижает давление на суставные хрящи;
повышает выносливость мышц;
увеличивает внимание и концентрацию.

По выводам ученых из Университета Северной Каролины, для разминки оптимальна динамическая растяжка в стиле пампинга – приседания со своим весом, выпады, берпи. Не следует включать в разминку упражнения на статическую растяжку – это снижает результативность тренировки на 8,4%.

Интенсивность во время выполнения разминки повышают постепенно. Ее длительность – 5-10 минут. Интервал отдыха между разминкой и тренировкой не должен превышать 5 минут.

Растягивания

Обратите внимание, что статические растягивания не упоминались и не включались в процедуру подготовки к упражнениям. Возможно, с ними связаны наибольшие дебаты по поводу разминки за последние несколько десятилетий

Несмотря на обязательное использование в разминке растягивания как метода снижения риска травмы и улучшения работоспособности, практически нет данных, подтверждающих, что применение пассивных растягиваний до или после тренировки снижает травматизм.

Кроме того, растёт количество исследований, показывающих ухудшение работоспособности от применения статических растягиваний перед тренировкой путём снижения производимого усилия, мощности, скорости бега, времени реакции и силовой выносливости.

В то же время показано стабильно положительное влияние динамических растягиваний на последующую работоспособность. Поскольку при динамических растягиваниях необходима активация мышцы во всём диапазоне движений, считают, что в разминке они содействуют нервной активации.

В результате динамические растягивания – наиболее подходящая форма увеличения подвижности в разминке для большинства видов активности и спорта с естественно динамическим характером.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий