Упражнения для развития ловкости и координации движений

Важные рекомендации по развитию координации

Как максимально улучшить координацию движений и быстро улучшить результаты? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Выполняйте 3-4 упражнения на координацию ежедневно. При таком режиме необходима всего одна полноценная тренировка в неделю, во время которой нужно сделать все упражнения.

Пробуйте новое! Если обычные упражнения начали надоедать и вы не можете достигнуть желаемых результатов, разнообразьте свои тренировки. Например, добавьте в них элементы йоги, пилатеса или кикбоксинга.

Добавьте активное движение в свою жизнь

Неважно, что именно вы выберите — теннис, танцы или командные спортивные игры. Старайтесь не упускать любую возможность активного движения

Подобные занятия не только способствуют развитию координации, но и пойдут на пользу мышцам всего тела.

Стремитесь к выходу на новый уровень. Сначала выполняйте максимально простой вариант упражнения, а через каждые 3-4 занятия переходите к более сложному варианту.

1557
5

Что такое координация и зачем её развивать

Упражнения на координацию — это способность выполнять плавные, точные и контролируемые движения за счет оптимального взаимодействия мышц.

Чтобы выполнить любое движение, тело должно напрягать одни мышцы и расслаблять другие, причем делать это с соответствующей скоростью и силой. Развивая координацию, вы учитесь работать эффективно и экономично в любой ситуации, будь то прыжки, поднятие тяжестей или сложное гимнастическое движение.

Как и любой другой двигательный навык, его можно развить с помощью регулярных тренировок. Вот несколько причин, по которым вам следует добавить упражнения на координацию в свои тренировки:

  • Уменьшение боли в спине. Упражнения на координацию могут помочь облегчить боль в пояснице, которая является распространенной проблемой, затрагивающей не только пожилых, но и молодых людей. Обзор 29 научных работ Новые исследования показывают, что упражнения, улучшающие ловкость и координацию, могут помочь уменьшить боль в пояснице, и что упражнения на координацию работают так же хорошо, как и другие виды упражнений.
  • Улучшение когнитивных способностей. Упражнения на координацию стимулируют вестибулярную, нервно-мышечную и проприоцептивную системы, которые посылают сигналы в различные области мозга, включая мозжечок, гиппокамп, префронтальную и теменную кору. Поскольку эти области также отвечают за высшие когнитивные функции, упражнения на координацию улучшают кортикальные и спинальные адаптации, вызванные тренировкой баланса: корреляция между постуральной устойчивостью и кортикоспинальной активацией, От уха к неопределенности: вестибулярный вклад в память когнитивных функций, удержание внимания и пространственное понимание у здоровых взрослых Тренировка баланса улучшает память и пространственное познание.
  • Снижение риска падений и травм. Упражнения на координацию учат тело сокращать нужные мышцы и делать это в нужное время, что значительно повышает шансы сохранить равновесие в неудобном положении или на скользкой поверхности. Влияние различных физических упражнений на риск падений, способность к ходьбе и баланс у физически слабых пожилых людей: систематический обзор .

Детские упражнения на развитие координации

Упражнения на развитие координации движений и чувства равновесия у ребенка подбираются в зависимости от его возраста и проводятся в игровой форме. Летом лучше всего заниматься на детской площадке.

Для детей 2-3 лет

  1. Ходьба по ровной поверхности без поддержки взрослого.
  2. Ходьба по ступенькам, бордюрам, перешагивание препятствий.
  3. Приседания, наклоны за игрушками.
  4. Лазанье по вертикальной лестнице.

Для детей 4-5 лет

  1. Прыжки с невысокой скамейки, лестницы.
  2. Ходьба приставным шагом вперед и вбок.
  3. Ходьба по линии с раскинутыми руками.
  4. Передвижение спиной вперед.
  5. Удержание книги на голове сначала стоя, затем во время движения.

Для детей 6-7 лет

  1. Прыжки со скамейки и на скамейку.
  2. Игры с мячом: подбросить, поймать, отбить о стену.
  3. Бег по прямой и с поворотами.
  4. Пробежка по пересеченной местности.
  5. Ходьба по бревну, бордюру с изменением положения рук (над головой, в стороны, вниз, за спиной).

Для детей 8-10 лет

  1. Рисование в воздухе различных контуров. Постепенно задание можно усложнить: правой рукой изображают одну фигуру, левой – другую.
  2. Стойка на одной ноге с раскинутыми руками. Норма удержания позы для ребенка –10-15 сек.
  3. Игра в классики, когда дети прыгают по расчерченным клеткам одной или двумя ногами.
  4. Вращение предплечьями. Ребенок вытягивает руки в стороны, сгибает в локтях и вращает предплечья сначала внутрь, потом наружу, затем одну руку внутрь, другую – наружу.
  5. Наклоны корпуса вперед-назад, вправо-влево. Вращение корпуса.

Развивать координацию движений полезно не только детям и людям в возрасте. Молодым такие тренировки помогут стать более ловкими, научат быстрее справляться с разными бытовыми задачами и позволят избавиться от укачивания в транспорте

Важно соблюдать регулярность занятий и постепенно наращивать их сложность

Другие упражнения и виды спорта для развития ловкости

Для развития ловкости больше всего подходят такие виды спорта, как гимнастика, бокс, теннис, футбол, волейбол, баскетбол. Кроме того, полезно кататься на водных лыжах, играть в пинг-понг и бадминтон, заниматься единоборствами. Хорошо развивает ловкость бег с препятствиями, уличный фитнес (воркаут, паркур), катание на обычных и роликовых коньках. Улучшить координацию движений помогают прыжки со скакалкой. Прыжки должны быть разнообразными: на двух ногах, на одной, с перекрещиванием рук, с двойной прокруткой, с вращением скакалки в обратном направлении и т. д.

Координацию движений можно существенно улучшить, занявшись жонглированием. Для развития чувства равновесия рекомендуется ходить по бордюрам, рельсам и бревнам. Ловкость можно развивать даже во время поездок в городском транспорте. Нужно отпустить поручни и постараться удержать равновесие исключительно при помощи ног. Эффективен также фитнес на батуте. Желательно не просто прыгать, а выполнять различные фигуры. Продвигаться нужно от простого к сложному. Вначале можно просто чередовать разные способы падения — на колени, на спину, на живот. Затем освоить простые упражнения: вытягивать ноги вперед и тянуться к носкам, разводить и сводить ноги и т. д. И наконец, нужно научиться делать всевозможные кувырки и сальто.

В плане развития ловкости полезен практически любой вид спорта. Все двигательные навыки, если они как следует отработаны и закреплены, повышают общий уровень ловкости. Но особенно полезно развивать непохожие (разнотипные) двигательные навыки. Для этого нужно практиковать разные виды спорта и периодически обновлять свой комплекс упражнений, применяемый для тренировки ловкости и быстроты реакции.

http://infourok.ru/lovkost-i-uprazhneniya-dlya-eyo-razvitiya-438474.htmlhttp://www.travelsports.ru/uprazhneniya-na-koordinaciyu-dvizhenij/http://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/fitnes/razvitie_lovkosti_effektivnyy_kompleks_uprazhneniy/

Для чего нужно ее развивать

Координация движений обеспечивается сложной реципрокной иннервацией скелетной мускулатуры. При сокращении определенной мышечной группы мышцы с противоположно направленным действием автоматически расслабляются. Именно поэтому невозможно одновременно вращать кисть по, а предплечья против хода часовой стрелки.

Такое сложное взаимодействие связано с работой мозжечка, вестибулярного аппарата во внутреннем ухе и коры головного мозга, которая контролирует и согласует их деятельность. При выполнении упражнений на развитие координации не только улучшается работа перечисленных структур. Такие тренировки оказывают и другие положительные эффекты:

Укрепляют мышечный каркас;

Активируют работу мозга, внимание, мышление, память;
Ускоряют физическое и умственное развитие детей;
Нормализуют обменные процессы и кровообращение в организме;
Снижают риск падений и травм;
Улучшают бытовую адаптацию;
Развивают чувство собственного тела – проприоцепцию;
Борются с укачиванием в транспорте, морской болезнью;
Повышают жизненный тонус;
Замедляют процессы старения.

Такое комплексное влияние связано с вовлечением в тренировку разных мышечных групп и участков головного мозга, контролирующих их работу.

Особенности детской координации

В первую очередь вы должны знать, что координация движений начинает развиваться ещё в утробе матери, а активная фаза продолжается с шестимесячного возраста и до 18 лет, то есть пока малыш растёт. Поэтому очень важны разнообразные упражнения для координации.

Что дают упражнения

В процессе выполнения подобных комплексов у детей хорошо развивается мозжечок, который играет важную роль в развитии координации, а также тренируются мышцы, зрительные органы, укрепляется вестибулярный аппарат. Знаете ли вы? Постоянные тренировки способствуют ускорению созревания нервных клеток мозжечка, именно поэтому самый развитый мозжечок имеют спортсмены, которые занимаются гимнастикой и фигурным катанием, а также танцоры балета.

Простой тест на координацию

Перед началом занятий проведите с малышом простой тест, который поможет вам оценить насколько хорошо он может управлять своим движением.

Для этого попросите ребёнка махать руками как при ходьбе, то есть правая вперёд – левая назад и наоборот. Затем пусть малыш попеременно сгибает в локте руки, поднимая и опуская их. Попробуйте синхронизировать эти действия с движениями ног.Также проведите тест на координацию и равновесие, который заключается в следующем:

  1. Из стойки прямо поставить ноги друг за другом так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
  2. Глаза открыты, руки можно развести в стороны.
  3. Стараться удержать равновесие как можно дольше.

Такими нехитрыми способами вы сможете оценить уровень развития координации у вашего ребёнка и приступить к физическим занятиям.Узнайте о комплексе упражнений на растяжку для детей, а также об утренней гимнастике для детей разных возрастов.

Упражнения на развитие координации

Комплекс упражнений на равновесие и координацию позволит организму работать слаженно при выполнении любых движений. Несложные упражнения научат тело совершать движения независимо от реакции мозга и зрительных ощущений. При этом они принесут пользу всему организму: нормализуют обмен веществ, улучшат кровообращение, состояние суставов и позвоночника, активизируют мозговую деятельность, увеличат работоспособность и положительно повлияют на качество и продолжительность сна, особенно это актуально для пожилых людей.

Разминка

  • Ноги вместе. Стопы соединены. Глаза закрыты, руки в стороны. Сохранить такое положение полминуты. Потом поднять руки вверх и постоять тоже 30 секунд.
  • Приподняться и запрокинуть голову. Постоять полминуты. Закрыть глаза и повторить.
  • На приподнятых носках наклонить корпус тела влево. Сделать 8-10 резких движений. Потом проделать упражнение в другую сторону.
  • Руки в сторону, поднять одну ногу. Так простоять 60 секунд. Изредка поворачивать голову то вправо, то влево попеременно. Если смотреть в одну точку, то легче выполнить упражнение. Поменять ногу и все повторить. После того, как это упражнение будет получаться легко, можно его усложнить произвольными движения рук и закрытыми глазами.

Ласточка

Руки держим в стороны, одну ногу назад. Простоять на каждой по 1 минуте. При этом корпус должен быть параллелен полу. Закрыв глаза, упражнение можно усложнить.

Поймать мяч на одной ноге

Стать напротив стены, поднять одну ногу. Бросать мяч в стену, а затем ловить его либо двумя руками, либо одной. Во время бросков смотреть только на мяч.

Кошачья походка

Идти по узкой линии, сохраняя равновесие. Можно помогать себе движением рук для восстановления равновесия. Чтобы усложнить ходьбу можно идти быстрее.

Столб с веревками

Ноги на ширине плеч. Руки расслаблены. Поворачивать тело вокруг оси, полностью перенося вес тела. Постепенно наращивать интенсивность.

Это упражнение расслабляет весь организм и благотворно на него действует. Прекрасно снимает зажимы шеи и плечевого пояса.

Цапля

Упражнение выполняется на одной ноге. Другую необходимо поднять, чтобы бедро было расположено горизонтально. Если получается, то ногу можно и выше. Носок тянется на себя. Одноименную поднятой ноге руку вытянуть вперед, но до конца не разгибать. Ладонь округлить.

Вторую руку с округленной ладонью, смотрящей в землю, опустить вниз. Получится фигура, которая опирается на два шарика. Потом закрыть глаза и попытаться сохранить или восстановить равновесие. Затем 3-5 раз подняться на носок.

Упражнение положительно влияет на иммунитет, препятствует развитию варикоза.

Ролик

Упражнение выполняется на твердой поверхности. Сесть на пол. Подтянуть ноги к себе, обхватить их руками. Округлить спину. Резко откатиться назад и прокатиться по спине.

Это упражнение помогает укрепить позвоночник и улучшить кровообращение. Снимает усталость и напряжение.

Молоток

Прилечь на спину. Обхватить себя за плечи крест накрест. Округлить спину. Верхнюю часть туловища приподнять, слегка постукивать об пол спиной.

Это упражнение полезно для верхнего отдела позвоночника.

Сфинкс и кобра

Лечь на живот. Поднять верхнюю часть туловища и опереться на предплечья. Плечи опустить, смотреть вперед, носки вытянуть. Получилась фигура сфинкса.

Потом нужно встать на руках, выгнуть позвоночник. Смотреть можно вверх или вперед. Это кобра. Потом снова возвращаемся в фигуру сфинкса.

Благотворно влияет на весь организм, укрепляет спину и позвоночник.

Зародыш

Присесть, соединив колени вместе. С круглой спиной наклониться, обхватив колени. Руки можно вытянуть вперед.

Регулярные тренировки улучшают работу пищеварительной системы и защищают суставы от солевых отложений.

Скручивания

Лечь на спину. Руки по отношению к корпусу располагаются под углом 90 градусов. Колени согнуть. Выдох – скручивать тело влево и вправо. Плечи остаются на полу.

Это упражнение помогает предотвратить ревматические боли, укрепляет спину и область позвоночника, а также нервную систему.

Наклоны

Ноги расставить широко в стороны, руки вытянуть. Наклониться влево. В таком состоянии сделать 3 вдоха-выдоха. Возвратиться в исходное положение. Выполнить те же манипуляции, наклоняясь вправо.

Далее наклоны вниз. Дотронуться руками до щиколоток противоположной ноги. Другая рука вытянута вверх, взгляд на нее.

Повторить 3 цикла и перейти к другой ноге. В конце упражнения советуется прогнуться назад.

Как оценить развитие координации

Нередко люди замечают за собой неуклюжую ходьбу, частые падения, неловкость. Обычно они списывают разбитые чашки и содранные коленки на невнимательность и не пытаются как-то исправить ситуацию. Однако зачастую проблема заключается в расстройстве моторной (двигательной) координации, которую можно и нужно развивать.

Как правило, такая необходимость возникает в детском возрасте, когда нервная система и опорно-двигательный аппарат еще не сформировались до конца, и у пожилых людей, страдающих сосудистыми заболеваниями головного мозга. Тем не менее молодые люди тоже не застрахованы от координационных нарушений.

Оценить собственную координацию движений помогут несложные тесты:

  1. Встаньте в позу Ромберга. Для этого поставьте ноги на одну линию – одна ступня упирается пальцами в пятку другой. Руки разведите в стороны и зажмурьтесь. Теперь коснитесь кончика носа подушечкой указательного пальца сначала правой, а потом левой руки.
  2. Расставьте ступни параллельно друг другу на расстоянии 10-15 см. С закрытыми глазами сначала сдвиньте вместе пальцы, а потом и пяточные области.
  3. Сядьте и протяните вперед левую ногу. Постарайтесь синхронно описывать круги в воздухе ногой по часовой стрелке, а правым указательным пальцем руки рисовать воображаемую букву «Б».
  4. Одну кисть поместите на переднюю брюшную стенку, медленно поглаживайте ей живот по часовой стрелке с закрытыми глазами. Параллельно другой рукой похлопывайте себя по затылку.
  5. Раскиньте руки в стороны и вытяните одну ногу вперед. Закройте глаза. Постарайтесь выстоять на одной ноге не менее 30 секунд.

Не всегда координаторные расстройства возникают на фоне болезни. К ним также приводят гиподинамия, сидячая работа, постоянное передвижение на личном автомобиле. А вот поездки в общественном транспорте и ходьба пешком наоборот способствуют тренировке навыков удержания равновесия.

Что такое гибкость

Гибкость — это подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга. Показателем развития гибкости является максимальная амплитуда движения в том или ином суставе.

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость — это способность человека достичь максимальной амплитуды движения без посторонней помощи, за счет сокращения мышц.

Пассивная гибкость — это максимальная амплитуда движения, достигнутая с помощью приложения сил извне: сила партнера, тренажеры, отягощения.

Несмотря на то, что пассивная гибкость всегда больше и свидетельствует о резервах амплитуды, активная гибкость имеет большее значение, поскольку именно она проявляется при выполнении физических упражнений.

Гибкость может быть общей и специальной.

Общая гибкость — это суммарная подвижность во всех суставах.

Специальная гибкость — это значительная гибкость в отдельных суставах, обусловливаемая определенным видом деятельности.

На уровень развития гибкости оказывают влияние пол, возраст, температура окружающей среды и др.

В практике физического воспитания различают несколько видов упражнений для развития гибкости:

  • динамические упражнения (наклоны, маховые, рывковые, прыжковые движения);
  • статические активные упражнения — стретчинг (удержание тела в положении растяжки определенных мышц);
  • статические пассивные упражнения (то же, что и активные, только с помощью внешних сил: партнера, отягощения);
  • комбинированные упражнения (варианты чередования статических и динамических упражнений).

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

  • дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
  • делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
  • изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
  • бег со сменой траектории по условленной команде;
  • прыжки на батуте.

Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

Какие упражнения помогают развивать ловкость и быстроту

Развить координацию, силу спины и рук помогает ходьба на руках, толкание мяча перед собой. Точность, глазомер и реакция улучшаются благодаря перебрасываниям мяча, отскочившего от стены, между партнерами: мяч кидает один игрок, второй ловит его, отскочивший от стены, и возвращает назад аналогичным образом.

Прыжки на месте с одновременным ведением мяча – еще одно упражнение на координацию движений, ловкость и быстроту. Для того, чтобы его усложнить, можно поворачивать корпус на 90 градусов в прыжке в одну, затем, в другую стороны, использовать два мяча. Силу ног и координацию развивают прыжки на двух и одной ноге (боком, спиной или прямо) через гимнастическую скамейку. Сложнее выполнять тренинг, ведя одновременно с прыжками мяч.

Еще одно продуктивное упражнение: подбросить мяч, сделать кувырок, поймать его. Для усложнения, кувырок сделать быстро, встать, подпрыгнуть и в прыжке поймать мячик.

Как правильно развивать координацию движений

Цель тренировок – добиться полной независимости перемещений тела от мозга и зрительных ощущений:

  • Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.
  • Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч.
  • Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.
  • В транспорте, не держась за поручень, сохранять устойчивость, удерживая равновесие исключительно с помощью ног.
  • «Жонглер». Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука.
  • Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот.
  • Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.

Виды координационных навыков, средства и методы их развития

Начиная с 1930-х годов, эксперты в разных странах смогли доказать, что ловкость рук можно свести к нескольким навыкам. В результате на сегодняшний день существует от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфических КС, таких как координация деятельности крупных мышечных групп всего тела:

  • Общий баланс;
  • Баланс с визуальным контролем и без него;
  • Балансировать на объекте;
  • Балансировка объектов;
  • Скорость перенастройки двигательных навыков.

Навыки координации также включают:

  • Навыки пространственной ориентации;
  • Мелкая моторика;
  • Способность к дифференциации;
  • Способность к размножению;
  • Способность измерять и оценивать пространственные, силовые и временные параметры движения;
  • Такто-ритмическая способность;
  • Вестибулярной устойчивости;
  • Способность расслаблять мышцы.

Эта ситуация привела к тому, что вместо термина «ловкость» в науку и практику был введен термин КС, и мы стали говорить о системе (наборе) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию. Однако термин KС не является общепризнанным термином, объединяющим вышеперечисленные навыки в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить множество общих понятий: «умение управлять движениями», «общее равновесие» и т.д., и в более узком смысле: «координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «координация движений», «изменение ритма», «умение точно воспроизводить движения», «прыгучесть».

КС — это способности человека, определяющие его готовность к оптимальному контролю и регуляции двигательного действия.

Специальные КС — это группы двигательных действий, однородных по своему психофизиологическому механизму и систематизированных по возрастающей сложности.

Соответственно, различают специальные КС:

  • Во всех возможных циклических (ходьба, ползание, лазание, преодоление, плавание);
  • Локомоциях на оборудовании (катание на коньках, езда на велосипеде, гребля и т.д.); и
  • Ациклических двигательных действиях (ходьба, ползание, лазание и т.д.). ) и ациклические двигательные действия (прыжки);
  • Нелокомоторные движения тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
  • Движения манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, касания, тычка, следования контуру и др.);
  • Движения перемещения предметов в пространстве (перестановка предметов, наматывание веревки на палку, поднятие тяжестей);
  • Баллистические (метательные) двигательные движения с использованием силы броска и расстояния (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);
  • Метательные движения на точность (метание или бросание различных предметов в цель);
  • Метание или бросание различных предметов;
  • Теннис, ракетный спорт, жонглирование);
  • Прицельные движения;
  • Копирующие движения;
  • Наступательные и защитные двигательные действия единоборств (борьба, бокс, фехтование, боевые виды спорта);
  • Наступательные и защитные технические и технико-тактические действия спортивных и игровых видов спорта.

Приведенная выше систематизация не включает ряд других групп ГО, которые связаны с трудовой деятельностью и бытовой деятельностью. Это так называемая вертикальная классификация КС.

К наиболее важным из специфических КС (горизонтальная классификация КС) относятся: способность к пространственной ориентации, равновесие, ритм, способность воспроизводить, оценивать и измерять пространственные, временные и силовые параметры движений, способность к реакции, быстрая перестройка двигательной активности, способность к координации движений, волевое напряжение мышц и статокинетическая устойчивость. Дадим краткое определение этих способностей.

Способность к ориентации — это способность человека точно определять и своевременно изменять положение тела и выполнять движения в нужном направлении.

Ловкость в спорте и фитнесе

Ловкость — это сложное двигательное качество. Оно интегрирует в себе точность и быстроту движений, скорость реакции, чувство равновесия, гибкость, координацию

Причем не так важно научиться достигать предельных значений этих качеств, как уметь проявлять их дозированно. Иными словами, для успешного решения двигательной задачи нужно уметь в каждый конкретный момент времени развивать движение нужной амплитуды, направленности и силы

Важно научиться точно координировать свои движения, быстро и своевременно переходить от одного движения к другому. В основе этих способностей лежит отлаженная работа нервной системы и мышц.

Хотя ловкость и считается врожденным качеством, это не значит, что она не поддается тренировке. Когда человек развивает быстроту реакции или координацию движений, он тем самым улучшает и ловкость. Ловкость напрямую зависит от опыта. Чем больше разнообразных упражнений на скорость и реакцию выполняет человек, тем богаче становится его двигательный опыт, и тем точнее он может предугадывать развитие событий. Его реакция на внешние стимулы становится очень быстрой. Ловкий человек способен молниеносно прореагировать на изменение обстановки — иногда еще до того, как это изменение произошло.

Ловкость — важное качество для людей, увлекающихся спортом и фитнесом. Чтобы достичь успеха в боксе, гимнастике, единоборствах и игровых видах спорта нужно целенаправленно развивать свою ловкость

Но, с другой стороны, все перечисленные спортивные дисциплины и многие другие виды спорта и фитнеса, сами по себе отлично развивают координацию, точность и быстроту движений. Рассмотрим основные виды физических упражнений, которые применяются для развития ловкости.

Упражнения для тренировки баланса

1. Перекаты

Встаньте ровно и начинайте равномерно перекатываться с мысочков на пятку и обратно. Сделайте перекаты 8 раз и задержитесь на 10 секунд сначала на мысочках, потом на пятках.

Когда стоите на мысочках, вытягивайте себя вверх, представляйте, что вы привязаны за макушку к небу.

Когда стоите на пятках, немного отведите таз назад, сами наклонитесь вперед.


Развить баланс 7

Развить баланс 3

2. Цапля

Встаньте ровно, руки на пояс. Медленно согните одну ногу в колене и оторвите ее в колене. Сохраняйте равновесие 10 секунд. Затем смените ногу. Когда появится уверенность, выполняйте упражнение с закрытыми глазами.


Развить баланс

Развить баланс тренируем баланс

3. Друг за другом

Поставьте стопы одну перед другой на одну линию так, чтобы носок одной ноги касался пятки другой. Выпрямите спину, поставьте руки на пояс. Сохраняйте положение 10 секунд, затем поменяйте ноги местами.

В более сложном варианте упражнение выполняют с закрытыми глазами.


Развить баланс тренировка

Развить баланс упражнения

4. Нога-рука

Встаньте на четвереньки. Спина прямая, не прогибается, ноги и руки образуют со спиной угол в 90 градусов. Вытяните вперед правую руку и одновременно назад левую ногу. Досчитайте до 5 и поменяйте руки и ноги: вытяните левую руку и правую ногу.
Повторите упражнение 8 раз.


Развить баланс пример упражнения

Развить баланс тренируем равновесие

5. Вокруг своей оси

Встаньте ровно, ноги расставьте чуть шире плеч, руки расставьте в стороны (следите, чтобы они располагались не выше и не ниже линии плеча). Начинайте вращать верх корпуса вокруг своей оси. Сделайте 3 раза в одну, затем 3 раза в другую сторону.
Со временем увеличьте число вращений до 10 раз.


Развить баланс 4

Развить баланс 6

Развить баланс 5

Тренировка

Тренировать координацию и чувство равновесия можно с помощью статических или динамических упражнений, а также участвуя в подвижных играх. Обе методики можно успешно сочетать.

Комплекс упражнений на координацию

Приведенный ниже комплекс упражнений для развития координационных навыков достаточно выполнять 1 раз в день, лучше утром, до завтрака.

Встаньте ровно, соедините ступни. Закройте глаза – без зрительного контроля держать равновесие труднее. Протяните вперед обе руки и держите их так 30 секунд. Потом вытяните руки максимально вверх и сохраняйте такое положение еще полминуты. В прежнем положении поднимитесь на носочки и медленно запрокиньте голову назад

Внимание! Пожилым людям и пациентам с нестабильностью шейных позвонков от запрокидывания головы лучше воздержаться. Руки разведите по сторонам, одну ногу согните в колене и оторвите от пола

Стойте так 30 сек

Чтобы усложнить задание, стоя на одной ноге, подтяните вторую ближе к грудной клетке. Оставив руки разведенными, наклоните корпус параллельно полу и отведите одну ногу назад. Продержаться надо 40-50 секунд, а затем поменять ноги. Следите, чтобы позвоночник и вытянутая нога составляли прямую линию. Около 3 минут ходите по одной линии, постепенно ускоряя темп. Ноги ставятся одна перед другой. Затем аналогичным образом походите спиной вперед. Возьмите большой мяч и подойдите к стенке. Встаньте на одну ногу, согнув вторую, и кидайте мяч в стену. Ваша задача – сохранить равновесие и поймать мячик. Постепенно диаметр мячей нужно уменьшать до теннисного. Снова встаньте на одну ногу, руки расслабьте. Быстро разворачивайте корпус вправо-влево, чтобы руки обвивали его, как веревки. Сделайте 10-20 поворотов. В каждую руку возьмите по теннисному мячу. Синхронно подкидывайте и ловите их. Потом начинайте перекидывать шарики в противоположные руки.

Подвижные игры

Предлагаем несколько игровых упражнений для развития моторной координации. Играть можно вдвоем либо в команде.

В каждую руку возьмите по теннисному мячику, встаньте друг напротив друга. Одновременно кидайте свой и подхватывайте чужой мячик сначала одной рукой, а затем сразу двумя. Участники пальцами левой руки сжимают мочку правого уха, а правой рукой держат кончик носа. Когда ведущий хлопает в ладоши, нужно поменять руки местами. Кто собьется – выбывает из игры. Сядьте на пол. Зажмите в ладони 5 небольших камешков. Один из них подкиньте кверху, четыре быстро положите на пол, чтобы успеть той же рукой поймать брошенный камень. Опять возьмите все пять камешков, но подбросьте уже два, а три положите. Поймать нужно оба брошенных камня. В следующий раз в воздухе уже будут три камня, на полу – два. И так до пяти. Участники встают друг за другом на некотором расстоянии

Отталкивайтесь одной ногой, подпрыгивайте, выталкивая тело как можно дальше, и приземляйтесь на вторую ногу Важно, чтобы вас не догнал следующий участник. Ведущий стоит в центре площадки и раскручивает скакалку над полом

Участники подпрыгивают в нужный момент, чтобы скакалка не зацепилась за их ноги.

Что такое координация?

Координация – это способность, позволяющая выполнять согласованную работу отдельных групп мышц одновременно.

Все движения совершаются посредством сигналов, посылаемых мозгом нашему телу. В случае неслаженной работы ЦНС (центральная нервная система), тело получает искаженные сигналы, либо не получает их вовсе.

Причин у этого немало:

  • изнурение организма;
  • употребление алкогольсодержащих и наркотикосодержащих веществ;
  • травмирование головного мозга;
  • изменения склеротического характера;
  • дистрофия мышц;
  • развитие болезни Паркинсона;
  • перенесенный инсульт;
  • каталепсия – явление, встречающееся нечасто, выражено ослабеванием мышц в результате сильных эмоций.

Нарушенная координация – явление опасное, оно может привести к серьезным травмам. К тому же слабо развитая координация не обязательно связана с течением какой-либо болезни.

Если у вас есть желание проверить координацию, существует несложный тест:

  1. В положении стоя с закрытыми глазами, необходимо попытаться соединить носки и пятки.
  2. Сидя на стуле, необходимо совершать вращательные движения правой ногой по часовой стрелке, одновременно рисуя правой рукой символ в виде буквы «б».
  3. Находясь в любом положении, необходимо одной рукой совершать поглаживающие движения по животу, по часовой стрелке, а другой движения, постукивающие по голове.

В случае успешного выполнения всех заданий можно сделать вывод, что с вашей координацией все в порядке. Если же возникли затруднения, не отчаивайтесь, это можно исправить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий