Японское фехтование – где научиться?

Тренировки

Многих интересует вопрос, с какого возраста можно заниматься кэндо. В разных клубах, городах на этот счет существует свое мнение. Где-то начинают заниматься с шести лет, где-то — с тринадцати.

Восточные единоборства всегда сопровождаются ритуалами. Кэндо не является исключением. Занятие начинается с построения, медитации и поклонов. Заканчивается так же.

Содержание тренировки определяет сэнсей. Традиционно в тренировочное время входят разминка и отработка ударов, шагов. Спортсмены сходятся в поединках. Все команды и счет произносятся на японском языке. Непременным атрибутом занятий кэндо является крик, по-японски «киай». Криком спортсмены сопровождают каждое действие.

Занятия кэндо предполагают работу в парах. Поединки требуют хорошей физической подготовки, поэтому обычные физические упражнения, развивающие силу и выносливость, являются обязательными.

Тренировка

Если нет серьезных ограничений по здоровью, но есть огромное желание заниматься кэндо, не нужно себе отказывать в этом удовольствии. Занятия помогут спокойно встречать жизненные неприятности, быстро реагировать в случае опасности. Всем приемам и тонкостям японского фехтования вы можете научиться, обратившись в школу кендзюцу .

 

Различные корит из кенджитсу

Кендзюцу жив сегодня в корю (древние традиционные школы) , которые преподают в Японии и, в последнее время , в другом месте в мире , и особенно в Европе. То, что кендзюцу живое, почти заставило бы нас понять, что оно очень разнообразно, до такой степени, что можно было бы сказать, что существует несколько кендзюцу . Но японское понимание того же принципа, общего для кобудо, заставляет их думать, что «ката позволяют найти путь, который сам по себе превосходит все правила, и что с этой точки зрения нет фундаментальных различий между школами кендзюцу  ». . Обучение кендзюцы в течение корит императивно означает возможность заявить разрешение от гроссмейстера раскрывать ограниченное учение. Передача всего знания предназначена для мэнкё кайдэн , высшего уровня школы перед получением степени магистра. Многие великие мастера воплощают подлинность передачи и истинность японского меча. Некоторые едут в Европу, чтобы сохранить качество того, что там изучают. Это постепенное открытие, поощряемое серьезностью студентов.

Подавляющее большинство корю объединяют изучение меча , даже если их основное оружие изучения другое, например дзё (посох) или кусаригама (цепной серп). Каждое оружие должно уметь реагировать на катану, которая является основным оружием самураев, а также на двойные мечи .

Некоторые приемы фехтования

Появление длинного меча относится к XIII веку, а к ХIV-XV векам он становится одним из основных видов европейских мечей. Длина клинка обычно не меньше 120 см, а длина рукояти может превышать 30 см.

Такое оружие, помимо значительных размеров, обладает высокой инерцией и требует специфической техники фехтования:

  1. Удары наносятся во всех плоскостях: вертикальные (восходящие и нисходящие), горизонтальные и диагональные.
  2. Высокоинерционные удары нежелательны.
  3. При нанесении удара используется принцип рычага, образуемого хватом рукояти.
  4. В завершающей фазе атаки фехтовальщик закрывается мечом.
  5. Передвижение осуществляется от стойки к стойке.

Фехтбуки того времени, кроме ударов и замахов, включали в себя несколько стоек или оборонительных позиций.

 

Стойка бык и правосторонний бык

Бык.

Это высокая горизонтальная указывающая стойка, при которой рукоять меча удерживается над головой или за ней. Острие клинка направлено в сторону противника, грани лезвия ориентированы вертикально.

Стойка плуг

Срединная «закрытая» стойка.

Плуг.

Рукоять меча ниже уровня пояса, острие клинка приподнято кверху и направленно на противника.

Низкая срединная стойка.

 

Руки вытянуты и опущены, клинок направлен острием вниз.

Высокая срединная стойка.

 

Руки подняты над головой или над плечом. Клинок направлен назад и вверх под углом 45°.

Смена стоек

Каждая из перечисленных стоек позволяет мягко перемещаться из одной в другую. Такие перемещения являются базовыми тренировочными упражнениями.

Смена стоек должна проходить плавно.

Защиты

Тактика, согласно фехтбука Лихтенауэра, выражается формулой «вперед—назад». При этом противник атакуется до его собственного удара и вынужден отступить.

Если такой вариант невозможен, то фехтовальщик сам ожидает атаку противника. Контратака проводится ударом. Цель такой тактики— перехватить инициативу и вынудить противника постоянно двигаться.

 

Фехтование длинным мечом

Средневековая техника фехтования включала в себя разнообразные приемы с использованием различных частей меча, а тактика боя выбиралась с учетом общей стратегии схватки.

Фехтование на длинных мечах- средневековое развлечение.

Меч: история оружия

Вообще, нужно отметить, что мечи в силу разных факторов и причин (о них будет сказано далее) всегда были довольно дорогостоящим оружием, доступным далеко не каждому; несмотря на это, не что-нибудь иное, а именно меч и щит стали истинным символом воинского дела и настоящего воина.

В качестве предшественницы меча историки называют, как правило, дубинку, или же палицу — она изготавливалась из камня или очень твердого дерева, при этом кромки ее были крайне острыми, способными порезать. С освоением же металлов люди научились создавать и настоящие мечи. Первые из них были бронзовыми и появились настолько давно, что даже не верится — аж в начале второго тысячелетия до нашей эры. До конца шестнадцатого века холодное оружие (мечи, в частности) пользовалось большой популярностью у европейцев, уступив позже место саблям и шпагам; что же касается Руси и ее жителей, то интерес к мечу угас у них еще раньше — на его место пришла все та же сабля (в четырнадцатом столетии).

Издавна меч считался как боевым, так и охотничьим видом оружия. О последней функции меча мы говорить не будем, а вот про данное оружие как средство для битвы — расскажем. В этой связи как раз и уместно вернуться к вопросу о том, почему же меч являлся дорогостоящим удовольствием.

 

Снаряжение

В иайдо снаряжение не очень разнообразно. В первую очередь это связано с тем, что это искусство владения мечом, и для занятий требуется лишь специальный тренировочный меч. Он делается из сплава металлов и не может быть заточен, благодаря чему вероятность травм на тренировках снижается. Такой меч называется «Иайто». Он изготавливается из сплава алюминия и цинка. Иногда его называют «Могито».

 

Другим важным аспектом является форма, в которой следует заниматься иайдо. Иайдо упражняются в почти стандартной форме для занятий японскими боевыми искусствами:

  • уваги (с японского – пиджак) – плотная куртка, в которой обычно занимаются боевыми искусствами.
  • хакама (с японского – штаны) – широкие штаны, в которых обычно представляются японцы.
  • оби (с японского – пояс) – не очень широкий пояс, которым подпоясывается уваги.

Заметим, что форма для иайдо отличается от формы для дзёдо только штанами – они широкие и просторные. Иногда на тренировках позволяют носить любую одежду, однако все же рекомендуется приобрести специально приспособленные вещи, если планируется серьезное обучение – для соревнований требуется определенная форма.

Исторические личности внесшие вклад в Кэн-дзюцу

Многие школы боевых искусств (не только кэн-дзюцу, но и других направлений) организовывались и развивались при храмах. Не исключение и основаная в XV в. «Синтоистская школа храма Катори малой традиции Небесной души».

Идзаса Иэнао основатель

Её основателем и первым сенсеем был Идзаса Иэнао.

Этот мастер внёс в кэн-дзюцу много значительных усовершенствований. Основанная им школа кэн-дзюцу длительное время занимала лидирующее положение в Стране восходящего солнца среди других школ этого боевого направления.

Миямото Мусаси усовершенствовал мастерство меча

Не меньший вклад в развитие и становление кэн-дзюцу внёс Миямото Мусаси. Имя этого поистине величайшего мастера владения мечом, одержавшего победу в шестидесяти (!) сложных (а ведь были и не столь серьёзные) поединках стало нарицательным и овеяно легендой. Он хотя бы тем уже великий Мастер, что умер своей смертью, что считалось, мягко говоря, большой редкостью для самурая вообще.

Этот великий Мастер в числе первых пришёл к активному использованию боккэна — изготавливаемую из твердой древесины точную копию настоящего меча. В эпоху сёгуната Токугава (сер. 16 — сер. 19 вв.) и с прекращением кровавых междоусобиц феодальных кланов, кэн-дзюцу стало развиваться по пути глубокого духовного наполнения и превратилось в наиболее прикладной из аспектов Дзэн-буддизма.

Одагири Сэкиэй ввел элекмент медитации

Вслед за мастером Мусаси, выдающийся эдоский мастер кэн-дзюцу Одагири Сэкиэй стал призывать к уходу от агрессивной природы кэн-дзюцу и постепенному переходу в сторону самосовершенствования духовности и углубленной медитации.

Мастера Кансин и Тадакэ ввели защитные пластины и нагрудник

Так продолжалось до XVII в. когда мастера Кансин и Тадакэ разрешили своим ученикам во время тренировок, в качестве защиты, для предотвращения частых травм надевать на голову шлем с забралом, на предплечья — защитные пластины и нагрудник. Всё тот же Оно Тадакэ изобрел и ввёл в повседневную практику облегченный бамбуковый меч. Но на этом совершенствование тренировочных мечей не закончилось.

Наканиси Тюта ввел тренировочный меч

Преемник мастера Тодакэ в середине восемнадцатого столетия усовершенствовал изобретение учителя и в результате получил используемый до нынешних дней «синаи» — меч из пучка бамбуковых полос, плотно перевязанного в нескольких местах. Таким образом, тренировочный меч стал лёгким и удобным.

До сегодняшнего дня синаи используется как основное учебное оружие при обучении кэн-до. Традиционно вес этого учебного меча составляет 1,36 кг, и длина почти равна 1 метру. В том же 18 веке ещё один мастер — Наканиси, в основанной им школе Итто-рю, дополнительно ввел рукавицу для защиты кисти. Мастер требовал от своих учеников максимальной концентрации и предельной отдачи в ударе. До XVIII в., как таковой, термин кэн-до отсутствовал.

История фехтования на мечах

 

Изготовление хорошего меча требовало хорошего знания технологии обработки металлов. Это было оружием профессиональных воинов, дворян, имеющих возможность купить или взять оружие как трофей.

Такое фехтование называется историческим.

Широкое движение исторических реконструкторов столкнулось с проблемой — распространённые в Средние века знания оказались забытыми, и техники пришлось восстанавливать буквально по крупицам.

В Азии — Индии, Китае, Японии ситуация с историческим наследием выглядит лучше вследствие традиционности общества. Там созданы целые школы, в которых преподают традиционные приёмы боя с оружием, распространяющиеся на весь мир.

Интересные факты о мечах

  1. Одним из предшественников данного оружия, помимо заостренных дубинки или палицы, называют топор.
  2. Цена меча, среднего по качеству, была равна в Средние века приблизительно стоимости четырех коров.
  3. Самым древним мечом в мире нынче считается бронзовый меч, найденный в Республике Адыгея и относящийся аж к четвертому тысячелетию до нашей эры. В настоящее время он находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
  4. Вес меча, стандартного одноручного, изготовляемого в Средние века, не превышал полутора килограммов, а двуручного — трех.
  5. Против соперников в кольчугах применяли рубящие удары, против тех, кто в латах, — колющие.
  6. Двуручные мечи использовались в основном для боев с конниками.
  7. Меч символизирует справедливость, правосудие и силу. А в буддизме меч – символ знания, разрубающего тьму незнания.
  8. Пока железо и сталь не получили столь грандиозного распространения, клинки изготавливали из меди.
  9. Гибрид двуручного и одноручного меча называется полуторным. Европейцы придумали ему «народное» наименование — «бастард».

 

Навыки владения мечом, как и уроки фехтования, на самом деле являются достаточно полезным делом для каждого по многим параметрам – особенно в наше неспокойное время. И даже если отбросить защитные функции данного вида спорта, то как минимум хорошую физическую подготовку фехтование подарит, вне всякого сомнения. Держать организм в тонусе и одновременно чувствовать себя героем рыцарских романов — что может быть интереснее?..

Философия и цели кэндо

В современном кэндо на первое место вышел духовный аспект. Он рассматривает истинные и ложные цели, которые человек ставит перед собой. Ложные цели приводят человека в тупик. Если человек желает утвердиться за счет других, то это в итоге обернется против него. Меч, который есть у человека, накладывает на него большую ответственность. Он не имеет права ошибаться, не может потом исправить ошибку.

Целями кэндо являются:

  • формирование разума и тела;
  • развитие духа;
  • стремление к совершенствованию;
  • сохранение чести.

Достижение этих целей позволит каждому сделать вклад в глобальные задачи, которыми являются благополучие государства и общества, а также вклад в развитие культуры, движение к миру и процветанию.

Кэндо

Школы Рю

 

Стандартная стойка Кэндзюцу

Рю — японский термин, обозначающий течение либо стиль в какой-либо области искусства или религии. В западных языках чаще употребляется по отношению к боевым искусствам. В рамках одной школы будзюцу до эпохи Эдо обычно изучалось несколько видов БИ. Позднее появились школы, посвящённые лишь одному виду будо. К этим школам относятся додзё где обучают рукопашному бою, бою на мечах, ниндзюцу, каллиграфии, этикету, аранжировке цветов, самурайским стилям Будо, езде на коне, стрельбе из лука, технике ношения ножен, различным видам фехтования, плаванию, связыванию, отбиванию и перехвату стрел, стрельбе из огнестрела, метанию сюрикенов, владению телом, а также карате.

Кэндо ката

Кэндо ката — это набор формальных упражнений, детализированных шаблонов движений с четко определенной последовательностью в кэндо. Кэндо ката выполняется без защитного снаряжения.

История

Нихон кэндо ката были созданы путём интеграции многих ката (форм) из разных школ кэндзюцу в 1912 году. Целью этого было сохранение традиционных форм кэндзюцу в кэндо, чтобы помнить, откуда пошло кэндо.

Кэндо ката состоят из 7 ката с тати (длинным мечом) и 3 ката с кодати (коротким мечом).

В ката можно увидеть некоторые стойки, которые больше не используются в современном кэндо. Например, в кэндо мы не используем кодати, если не работаем с двумя мечами. Таким образом, кэндо ката несомненно содержит движения из старого стиля кэндзюцу, и они не такие, как в кэндо с синаем.

Цели кэндо ката

Кэндо ката помогают нам изучить 1. Правильные направления для датотсу (удары и уколы) 2. Правильные интервалы между атаками 3. Правильные движения тела 4. Искренность, обязательно присущую всем боевым техникам 5. Развитие кигурай (чувства собственного достоинства)

Практика кэндо ката

Чтобы практиковать кэндо ката нужно два человека, и каждый из них имеет свою собственную роль. Одного называют утитати (некоторые говорят утидати (яп. 打太刀)), другого – ситати (некоторые говорят сидати (яп. 仕太刀)).

Утитати – это роль человека более высокого ранга, т.к. это “обучающая позиция”. Утитати инициирует движения и контролирует дистанцию. Утитати позволяет ситати сконцентрироваться на изучении техник.

Ситати – это обычно ученик. Эта роль включает в себя больше движений и техник. Когда двигается утитати, ситати двигается следом.

Однако, чтобы знать обе стороны, независимо от ранга партнеры по ката во время отработки ката периодически меняются ролями. Материал из Википедии – свободной энциклопедии

История формирования боевого стиля

В качестве самостоятельной техники иайдо (тогда еще иайдзюцу) сложилась в XVI-м веке, в конце периода междоусобиц (Сэнгоку дзидай) и начале мирной эпохи Токугава. Его основателем стал Хаясидзаки Сигэнобу, о перипетиях жизненного пути которого существует множество легенд. Методом долгих медитативных практик и физических тренировок Сигэнобу создал боевой стиль под названием «Симмэй мусо рю», что в переводе означает «божественный, не имеющий равных». Это самый известный, базовый стиль иайдо, который сегодня называется «Эйсин рю». Созданная Сигэнобу техника мгновенного выхватывания меча стала невероятно популярной в XVI-м веке.

 

«Тоса иай» – один из главных стилей иайдзюцу, он ассоциируется с самим Хаясидзаки Сигэнобу. Он долгое время существовал в провинции Тоса (в честь которой и был назван). Сегодня Тоса является частью префектуры Коти. В начале ХХ-го века он стал известен за пределами острова Сикоку благодаря Оэ Масамити и Накаяма Хакудо, мастерам ветвей Тоса иай. Они создали два новых стиля иайдо, называющиеся «Мусо дзикидэн эйсин-рю» и «Мусо синдэн-рю». Новые стили помогли иайдо сохранить свою популярность в период европеизации японской культуры.

Первая Всеяпонская федерация кэндо, созданная после Второй мировой войны, приняла решение, что в тренировках иайдо и кэндо должны также использоваться настоящие мечи, а не только мечи-бутафории, которыми до этого пользовались ученики. Для того чтобы ввести такую практику, необходимо было сформировать общие нормативы и правила безопасности для всех старых индивидуальных техник, что оказалось невозможным. После этого было решено создать новое течение, которое соответствовало бы всем правилам, а также было возможно использование настоящих мечей.

К созданию нового единого стиля были привлечены лучшие мастера своего времени, ученики Оэ Масамити и Накаяма Хакудо. С их помощью был создан единый набор практик, который был назван просто – «Иайдо Всеяпонской федерации кэндо» («Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо»). Второе название этой техники – «Сэйтэй иайдо» – переводится «стандартное иайдо». Новый стиль был представлен в 1969 году и вскоре стал самым распространенным ответвлением иайдо.

Появление нового универсального стиля не привело к уничтожению традиционных корю – сэйтэй иайдо часто рассматривается только как первый шаг на пути изучения стиля иайдо.

Экипировка

В сравнении с другими боевыми искусствами кэндо имеет довольно сложную экипировку.

Синай является имитацией меча. Классическая конструкция состоит из четырех планок, соединенных кожаными фитингами. Современные снаряды выполнены из углепластика и полимера.

Защитная экипировка состоит из шлема с металлической решеткой, который называют мэн. Прежде чем одеть мэн, голову оборачивают полотенцем. Оно позволяет шлему плотнее расположиться на голове, а также впитывает пот, и он не стекает на глаза. Мэн усилен клапанами, защищающими плечи и шею.

Перчатки «котэ» закрывают предплечья и кисти рук. Верхнюю часть торса предохраняет от повреждений нагрудник, а нижнюю — «тарэ», представляющий вертикальные жесткие лоскуты.

Одежда, которую одевают под защитную экипировку, состоит из куртки, штанов, а также хакамы, представляющей штаны-юбку. Обувь не предусмотрена, спортсмены тренируются босиком.

Экипировка

Книги о иайдо

О иайдо написано не очень много. Особенно сложно найти источники не на японском языке, еще труднее – издания, переведенные на русский. Однако есть несколько достойных литературных трудов, посвященных этому боевому искусству, которые к тому же можно найти в свободном доступе в Интернете.

Кири Мицумоно, «Победа над собой, или назидания в искусстве иайдзюцу»

Книга рассматривает иайдо комплексно, с разных сторон. Большая её часть посвящена сравнению и описанию разных направлений иай. Однако автор не забывает о философской части иайдо. Основная задача книги – познакомить читателей с главной идеей искусства иай – предугадать намерения оппонента и нанести удар в нужное время.

Никлаус Суино, «Искусство японских мастеров меча (иайдо)»

Это больше прикладная книга-путеводитель в мир иайдо эйсин-рю. В пособии подробно описываются все базовые техники иайдо. Пошаговые объяснения и наглядные иллюстрации станут подспорьем на нелегком пути освоения искусства иай. Кроме того, читатели узнают больше об истории и этической стороне искусства, подробнее познакомятся с необходимым снаряжением, прикоснутся к кодексу чести самураев.

Оборудование

Оружие, используемое в современном кендо  , называется синаем , которое состоит из четырех бамбуковых планок. Они связаны в цилиндр с кожаной рукояткой ( цука ) и колпачком ( сакигава ). Затем они соединяются нейлоновым шнуром ( цуру ) и завязкой посередине ( накаюи ). Длина и вес синая  варьируются в зависимости от возрастной группы, но не должны превышать 120 см для взрослых мужчин.

Экспоненты надевают защитное снаряжение, известное под общим названием богу  или кендо-гу . Он состоит из защитной маски (мен), протектора верхней части тела ( до ), рукавиц ( котэ ) и протектора нижней части тела ( тары ). Практикующие также носят куртку из толстого хлопка ( кендо-ги ) и традиционную юбку с разрезом ( хакама ).

Какой тренировочный меч нужен

Тренировочный меч.

До XV века тренировки по фехтованию проводились, как правило, на деревянном оружии. Однако уже в XVI веке появляется специализированный металлический меч. Его отличительной особенностью стало более широкое рикассо с развитыми плечами, облегчавшее парирование ударов.

Сам клинок имел затупленное острие и был более узким по сравнению с боевыми. И сейчас оружие такой конструкции используется для тренировок и соревнований, например, в НЕМА, разновидности исторического фехтования.

Чем отличается тренировочный меч от реплики

Реплика — это точная копия исторического прототипа. Изготовление реплики предполагает не только воссоздание внешнего облика, но и использование аутентичных материалов и технологий. Поэтому стоит дорого.

Для обучения применяется меч для тренировок. Он представляет собой массогабаритный макет оригинала, выполненный из прочных и недорогих материалов и не имеет заточенных деталей конструкции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий